Один из самых популярных трендов последних лет — мини-пекарни. Бум в этом сегменте во многом связан с изменением культуры потребления хлеба: жители крупных городов, все чаще отдают предпочтение свежей авторской выпечке перед дешевой продукцией массового производства.
Согласно данным NPD Group, c декабря 2017 по ноябрь 2018 года, количество посещений в московских пекарнях выросло на 28%, в Санкт-Петербурге этот показатель составил 16%. В прошлом году средний чек в московских пекарнях составил 156 руб, что составило примерно половину от среднего чека ресторанов (278 руб).
Большая часть гостей пекарен — женщины (65%) и семьи с детьми. Доля продаж «с собой» в этом сегменте достаточно велика — как правило в два раза выше, чем в других сегментах HoReCa.
Впрочем, потребуется учитывать массу нюансов, без которых дело может прогореть. Для открытия бизнеса необходимо проделать предварительную работу. И от того, насколько качественно вы ее проведете, будет зависеть успех дела.
О том, как преуспеть на рынке хлебобулочных изделий, читайте в моей статье.
Виды пекарен
- Пекарни полного цикла производства, которые изготавливают продукцию на месте ее реализации.
- Пекарни, которые только производят продукцию и уже готовую поставляют на точки продаж.
- Пекарни, которые поставляют на точки продаж готовую продукцию и полуфабрикаты в замороженном виде.
- Пекарни, которые выпекают изделия из готовых полуфабрикатов партнера.
Поиск помещения и выбор местоположения
Так как вы планируете производство, главным критерием при выборе помещения должно быть отсутствие каких-либо ограничений со стороны СЭС. Вот основные из них:
- нельзя размещать пекарню в подвале жилого дома;
- полуподвальные помещения тоже запрещены;
- обязательно наличие водонепроницаемого пола (например, из керамогранита);
- стены должны быть выложены плиткой на высоту 175 см от пола;
- верхняя часть стены и потолок должны быть побелены;
- обязательно должны быть водоснабжение и канализация;
- обязательно наличие кондиционера и вентиляции;
- должен иметься склад как отдельное помещение для хранения продуктов (муки, масла и т. п.);
- должны быть туалет и мойка для работников;
- обязательно наличие раздевалки.
Если вы планируете открывать пекарню в среднем или маленьком городе, а не в столице или миллионнике, основной критерий для вас — помещение на улице с хорошим потоком людей. Выпечка и кофе должны быть максимально свежими. У ваших изделий очень короткий срок хранения, а значит, нужно как можно быстрее распродавать продукцию, чтобы избежать остатков и списаний.
Регистрация бизнеса
Если вы не собираетесь продавать крепкий алкоголь (а для пекарни это явно не приоритет), то на территории России вам будет достаточно оформить ИП. ООО потребуется для полноценного цеха, но это уже далеко от концепта мини-пекарни.
Что нужно чтобы открыть пекарню и какие документы вам понадобятся:
- разрешение от пожарной инспекции;
- разрешение от органа экологической экспертизы;
- сертификат соответствия (для РФ — получить его можно в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии);
- заключение органа экологической экспертизы;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на производство (его выдает СЭС, без него вы не сможете законно продавать свою продукцию).
Оборудование

Основное оборудование:
- Просеиватель муки
- Тестомес
- Раскатыватель теста
- Дежеопрокидыватель
- Делитель теста
- Расстоечный шкаф, в котором «доходит» тесто
- Противни для выпекания
- Стеллажи для продуктов и изделий
- Столы
- Холодильники для теста и сырья; складские шкафы
- Оборудование для мойки
- Климатическое оборудование
Система автоматизации для пекарни

Условно системы учета или POS-системы, как их еще называют от англ. Point-of-Sale, можно разделить на два вида: стационарные — громоздкие, дорогие моноблоки и удобные облачные решения — мобильные приложения, которые запускаются на планшетах и ноутбуках (например, Poster).
Если вы хотите контролировать бизнес в реальном времени за пределами заведения и у вас нет больших сумм на автоматизацию, нужно смотреть в сторону облачных решений.
Минимальный набор кассового оборудования для пекарни, который вам понадобится:
- Система учета для пекарни
- Планшет или ноутбук
- Фискальный регистратор
- Денежный ящик
- Весы
Полезная функция системы учета, на которую особенно следует обратить внимание владельцам пекарен — это контроль производства. Далеко не все программы умеют следить и считать остатки выпечки в готовом виде, а не только в ингредиентах: мука, сахар, дрожжи, яйца, начинка и т. п. А вам, как собственнику или администратору, важно знать на сколько еще круассанов хватит запасов, а не сколько килограммов муки у вас осталось до следующей поставки.
Хотя последнее тоже весьма полезно. Если настроить уведомления об остатках продуктов на складе, то вы и этот момент не упустите. Так ваша пекарня не будет простаивать и повара не будут сидеть без дела.
Персонал

Персонал, достаточный для открытия пекарни:
- Старший пекарь-технолог (возможно, узкопрофильный специалист для контроля за технологическим процессом, качеством продукции и для корректировки ингредиентов).
- Минимум два пекаря-универсала, которые работают посменно (тесто для большинства изделий нуждается в длительном брожении, и для того, чтобы утром гости могли получать свежий хлеб, один пекарь должен работать в ночную смену, а другой — в дневную).
- Бариста-кассир (если вы планируете обеспечивать стабильные продажи напитков — а это 40% дневной выручки заведения, — на старте нужно хотя бы два человека, режим работы — два через два).
Ассортимент
Стоит ориентироваться на запросы ваших потенциальных клиентов. Например, если вы планируете открыть мини-пекарню вблизи остановки, станции метро или вокзала, где людям важно перекусить быстро и сытно, без особых изысков, стоит добавить в ассортимент побольше выпечки с мясной или овощной начинкой.
Если же ваша пекарня находится в рядом с торговым центром (либо внутри него) или в центральной части города, то ассортимент стоит расширить за счет выпечки с широким выбором сладкой начинки, которая идеально подойдет к кофейным напиткам.
Покупка расходных материалов

Поиск поставщиков может доставить немало проблем. Необходимо рассмотреть фирмы-посредники, предлагающие удобные условия сотрудничества, так как пробовать напрямую связываться с мукомольными заводами нецелесообразно.
Почему не стоит договариваться с заводами напрямую?
- Как минимум их не заинтересуют ваши объемы закупок. Для мини-пекарни не нужны больше партии ежедневно. Крупные закупки невыгодны и вам: мука требует особых условий хранения. Чтобы оборудовать такие склады, понадобится дополнительное место с поддержанием необходимой влажности и температуры.
- Даже если вы сможете заинтересовать завод, договориться напрямую будет очень непросто. Кроме того, в большинстве случаев вы столкнетесь с жуткой бюрократией, и цены станут уже не такими заманчивыми.
- Срыв или отмена хотя бы одной поставки с вашей стороны — разрыв договора.
Как привлечь первых клиентов
Если у вас есть доступ к внешним стенам, витринам или окнам с выходом на улицу с трафиком, смело развешивайте изображения вашей будущей продукции и ведите обратный отсчет дней до открытия. Как только появится вывеска, сразу же повесьте ее, а потом уже занимайтесь установкой оборудования и т. д.
Одновременно с пассивной рекламной на месте стоит начать раскрутку в социальных сетях. Можно подружиться с соседями, если таковые есть поблизости (салоны красоты, магазины, другие заведения общепита, не конкурирующие с вашим). Договоритесь о раздаче флаеров, подарочных сертификатов на взаимовыгодных условиях или бесплатных подарков в вашей фирменной обертке (например: печенье, булочки или кусочек пирога). А вы, в свою очередь, можете раздавать их визитки у себя в заведении.
Маркетинговые инструменты
Так вот, чтобы не так сильно просаживаться в выручке, в такое время можно запускать акции по типу «счастливые часы». Например, определенная скидка после 18:00, чтобы люди разобрали выпечку, и вам не пришлось ее выкидывать и терять деньги. Или выдавать в это время бонусы за покупку определенных изделий, также мотивируя покупать больше или то, что «залеживается».
Плюс, такие акции также отлично работают и в пиковое время, особенно, если рядом с вашей пекарней есть еще парочка булочных. Зная, что до 10 утра у вас скидки на кофе к пончикам или на «все слойки -25%» к вам будет стоять очередь, а у конкурентов будут покупать только самые нетерпеливые.
Но и их можно переманить. При условии, что ваш персонал будет работать не с тетрадкой и калькулятором, а с современной системой автоматизации, где заказ оформляется в пару тапов на планшете. Так очередь будет двигаться в разы быстрее.
Важно, чтобы подобные акции настраивались автоматически в вашей системе учета и кассирам не нужно было смотреть на часы, вручную пробивать скидки или убирать из чека бонусные позиции (в случае с акций 3+1 и т.п.).
Сколько стоит открыть пекарню
Наши расчеты усреднены, многое зависит от региона и конкретной страны, где вы планируете открыть свою мини-пекарню.
Основные расходы | |
---|---|
Аренда помещения площадью до 100 кв.м | 60 000 руб. |
Оборудование для старта | 1 000 000 руб. |
Ремонт, адаптация помещения | 100 000 руб. |
Мебель | 30 000 руб. |
Коммунальные услуги | 30 000 руб. |
Зарплатный фонд | 120 000 руб. |
Итого | 1 340 000 руб. |
К этому нужно добавить затраты на начальные закупки у поставщиков, но, как мы уже говорили, чтобы открыть мини пекарню — заранее ничего покупать не нужно, поэтому мы не включили их в этот список.
Среднюю сумму инвестиций для открытия подобного формата можно рассчитывать от 1000 $ на 1 кв. м арендуемого помещения (с учетом затрат на оборудование и ремонт). Если вы рассматриваете затраты в варианте «мини пекарня под ключ», стоит ориентироваться на эти числа.
Крайне важно, помимо этого капитала, иметь страховку — хотя бы 50% от всех планируемых затрат (это в идеальной ситуации, а достаточный минимум — трехмесячный баланс на текущие расходы).
Окупаемость
Рентабельность мини-пекарни, которая продает только выпечку, как правило, не выше 20%, и период окупаемости может растянуться на 2-3 года. Продажа кофе и напитков и небольшое количество посадочных мест сокращает этот срок в два раза.
my-bisness.ru