Продуктовый магазин

Приветствую вас дорогие друзья. В наше время больших продовольственных сетей и корпораций казалось нет места для магазина продуктов, но это не так. Да, конечно в больших городах засилье супермаркетов очень больно ударило по небольшим магазинам и лишь не многие устояли, благодаря своей гибкости и индивидуальному подходу к клиенту. Но всё же в маленьких городах продуктовые магазины процветают и я думаю это идеальный бизнес для небольшого города.

«Есть ли смысл в открытии продовольственной точки?» –  над этим вопросом задумываются многие начинающие предприниматели. Этот бизнес, в котором нельзя забывать о условиях хранения продуктов, нужно помнить о поставках, проверять дату производства и сроки годности.

Нужно продумать, как будет проходить каждый процесс до начала реализации, ведь из-за непродуманной стратегии магазин может разориться.

Какие документы понадобятся

Одна из первых трудностей, о которую спотыкаются предприниматели, – система налогообложения. Для этого советуем учесть площадь будущей торговой точки:

  • если магазин будет меньше 50 квадратных метров, подойдет патентный формат;
  • при размерах от 50 до 150 квадратов – усн.

Проще всего зарегистрировать ИП. Намного сложнее собрать пакет бумаг с разрешениями на ведение подобной деятельности. Например, чтобы открыть бутик одежды, достаточно предоставить договор аренды и можно начинать работу. С питанием все намного сложнее, особенно если ранее в этом помещении не занимались продажей продуктов.

Придется сделать следующее:

  • заключить договор, согласно которому вы будете регулярно вывозить мусор;
  • получить санпаспорт и заключение СанЭпидемСтанции на помещения;
  • подготовить и провести аттестацию рабочих мест, вписать все это в соответствующий документ;
  • выдержать проверку безопасности от пожарников и МЧС, подписать с ними разрешение на ведение деятельности;
  • оформить соглашения с санфирмами на проведение дератизации и дезинсекции;
  • все сотрудники должны пройти медосмотр и получить медкнижки, без них работать нельзя;
  • собрать все необходимое для получения лицензий на алкоголь и табак;
  • чтобы вешать наружную рекламу, нужно тоже обзавестись разрешением;
  • открываться можно только в случае, если есть бумага, в которой подтверждается наличие магазина в городском торговом реестре.

Прежде чем арендовать площадь, рекомендуем обратиться в соответствующие органы и получить консультацию.

Окупаемость

Желательно тщательно подсчитать все доходы и расходы до подписания всех договоров. Без сметы слишком сложно определить, станет ли точка приносить денежные средства.

Сначала просчитайте, сколько будет трат. Вот основные из них:

  • аренда – может доходить до 100 т. рублей ежемесячно;
  • оплата труда персонала – в зависимости от размера варьируется от 20 до 150 тысяч;
  • приобретение оборудования – на начальном этапе от 300 до 500 т. р.;
  • покупка продукции под продажу – до 500 тысяч, затем постоянные закупки в пределах 20-30 ежемесячно;
  • дополнительные расходы – до 100 тысяч, сюда входят срочные платежи за коммунальные услуги, мусор.

На открытие уйдет не меньше 1 500 000 рублей.

Еще один серьезный фактор – проходимость людей. Важно слышать своих клиентов и стараться под них подстроиться. Главное  – внимательно изучить существующие магазины и грамотно выделиться на их фоне. Это может быть ранний завоз свежего хлеба, наличие дополнительной кассы или частые акции. Иногда даже бесплатный пакет играет роль для покупателей. Они всегда стремятся туда, где их рады видеть.

Единственная существенная преграда – слишком большое количество точек на маленький спальный район. Но даже в этом случае можно начинать бизнес. Важно найти продукты, которыми не торгует никто, но которые пользуются большим спросом. Это требует проведения большой и сложной аналитической работы.

Советуем указать это в плане. Необходимо сложить все затраты и определить уровень дохода. Так можно выяснить, когда торговая точка начнет приносить чистую прибыль.

Суммируйте все разовые траты:

  1. косметический ремонт арендуемой площади и входной группы;
  2. покупку оборудования и продукции;
  3. оформление вывески и штендера при необходимости;
  4. закупка ККТ.

Не стоит также забывать, что оформление документов часто оказывается платным. Лицензию на спиртное и сигареты придется покупать – выделить нужно около 250 000 рублей.

К единоразовым затратам прибавляем постоянные ежемесячные расходы:

  • оплата аренды и налогов;
  • зарплата персонала и перечисления в фонды ФОМС, ПФР, ФСС;
  • необходимость вести расчетный счет;
  • реклама – ее нельзя провести один раз, это регулярное мероприятие.

Затем определяем доходы – предположим, что каждый день магазин будет собирать около 50 тыс. р., а наценка – 30%. Тогда общая прибыль составит около 1 500 000 рублей, а средний доход  – 450 000 р. 

Если на первом этапе пришлось вложить 1 000 000 р., а чистая прибыль 150 тысяч, то только через полгода предприятие окупится. Потом это будут личные средства предпринимателя, которые он может вкладывать в развитие или тратить на свое усмотрение.

Положительные и отрицательные стороны

Плюсы

  • Рынок. Он постоянно растет, у каждого киоска всегда есть возможность предложить покупателям что-то новое и необычное, достаточно поразмышлять. Можно продавать зарубежные продукты или стать тем самым «магазинчиком у дома».
  • Ассортимент. Рекомендуем обязательно начинать с малого. А потом расширять по пожеланиям посетителей. Это позволит избежать крупных потерь.
  • Оптовые поставки. Иногда удается заключить контракт, в соответствии с которым оптовики сами будут привозить все необходимое в магазин по предварительной заявке. 
  • Запасы. Сотрудничество с мерчандайзерами и оптом позволяет минимизировать размеры склада. 
  • Уровень персонала. Вам не нужно нанимать высокооплачиваемых и дорогостоящих специалистов с высшим образованием. Объяснить принцип взаимодействия с кассой и приемкой несложно.

Минусы

  • Объемы работы. Особенно тяжело будет, если начинать в одиночку. Все предстоит делать самостоятельно – контролировать нанятых работников, обставлять зал, покупать и размещать продукцию, проводить ценообразование через программу, вывешивать ценники на каждый объект. 
  • Недостача. Воровство, ошибки при приемке, неверные списания. Придется упорно развиваться и следить за всем, чтобы минимизировать этот показатель.
  • Контроль сроков годности. Именно продукты питания имеют самую короткую жизнь. 
  • Контролирующие органы. Следить за всем очень сложно, а эти сотрудники приходят с проверкой регулярно. Каждая ошибка и недосмотр выливается в штрафы или запрет на ведение деятельности до исправления нарушения.

Я надеюсь вас не напугали трудности, описанные выше и вы готовы преодолевать все препятствия, тогда я дам вам несколько советов чтобы открытие своего дела не осталось в мечтах, а стало реальностью.

Продуктовый магазин с нуля: пошаговая инструкция

Шаг 1 – собираем необходимые документы

Это важно, чтобы бизнес был легальным, а контролирующие органы не имели претензий. Часть бумаг мы приводили выше, вот еще несколько советов:

  • При регистрации ИП или ООО стоит оценить все риски и размах деятельности. 
  • Нужно получить бумагу, которая подтвердит наличие ИНН, и выбрать налоговый режим.
  • Оформить выписку из ЕГРЮР или ЕГРИП.
  • Зарегистрироваться в Пенсионном фонде.
  • Составить специальный договор, разрешающий использование наружной рекламы. 
  • Создать книгу жалоб и предложений. Она должна быть пронумерована и прошнурована, а также подтверждена подписями и печатями.

Обязательно приготовьте весь перечень документов, который нужен для того, чтобы открыть свой продуктовый магазин. 

Шаг 2 – подбираем помещение

Конечно, множество хороших мест давно разобрали конкуренты. Желательно найти квадратуру, которая будет:

  • поблизости от остановок транспорта;
  • рядом с метро;
  • около вещевого рынка, школы, детского сада или университета.

При размещении и выборе ассортимента следует помнить о законодательных ограничениях. Например, рядом с учебными заведениями нельзя торговать спиртным и никотином.

Стоит учесть потребности целевой аудитории. Не рекомендуем делать ставки только на работающее население. Часто большую выручку осуществляют:

  • школьники и студенты, когда идут домой;
  • пенсионеры, которые пошли за продуктами для семьи.

Помните о том, что выбранное помещение должно иметь:

  • пандус для людей с ограниченными возможностями;
  • склад;
  • вместительную парковку;
  • служебный вход и там же - место для разгрузки;
  • канализацию;
  • просторный достаточно освещенный зал.

Шаг 3 – рассчитываем стартовый капитал

«С чего мне начать, если я хочу открыть магазин продуктов?» – посчитать, сколько предстоит вложить. Суммируем самые общие понятия:

  • официальная регистрация – до 30 000 рублей;
  • покупка оборудования, подведение канализации и других систем – до 500 000;
  • охрана, проведение контура и сигнализации, защита от пожаров – до 70 тысяч;
  • первая поставка продукции с небольшим запасом – до 600-800 тысяч.

Кроме того, необходимо платить за аренду, налоги и делать отчисления. В среднем дополнительные расходы выливаются еще в 100 000 рублей.

Шаг 4 – установка торгового оборудования

Инвентарь, который будет стоять в заведении, делится на две группы:

  • основной;
  • дополнительный.

Без первого невозможно запуститься, а второй руководители приобретают в процессе. Без чего не обойтись:

  • стеллажи с полками;
  • холодильники и морозильники;
  • витрины для хлеба;
  • прилавки;
  • мелкий инвентарь.

Шаг 5 – определяемся с ассортиментом

Правильно подобранный ассортимент является залогом успеха любого продуктового магазина. Именно поэтому каждый предприниматель, планирующий открыть собственную розничную точку, должен уделить максимальное внимание именно этому вопросу.

Разумеется, принципы формирования ассортимента будут напрямую зависеть от формата магазина. Очевидно, что магазин у дома вовсе не требует такой широты и глубины наполнения товаров, как, к примеру, супермаркет, тогда как минимаркеты должны представлять собой нечто среднее между этими двумя форматами.

При всем при этом, важно определить, кто будет вашей целевой аудиторией с точки зрения дохода и возможности тратить свои заработанные деньги. Так, если вы открываете магазин рядом с новым домом, стоимость квартир в котором выше средних по городу, стоит ожидать, что в нем будут проживать люди с доходом выше среднего и вам, соответственно, надо будет наполнять свой магазин качественными продуктами известных брендов. Если же открываете свой магазин в старом районе, где проживают в основном пенсионеры, вам придется продавать товары неизвестных брендов, лишь бы они были дешевыми (ведь неработающий пенсионер ради низкой цены готов потратить свое время, чтобы пересечь половину города).

Кроме этого, сформировав однажды свой ассортимент помните, что он не навсегда. Появление новых брендов, активная реклама по телевидению одного из брендов может круто изменить потребительские поведения. И вам надо следить за этими трендами.

В последнее время, агрессивная политика федеральных сетей таких как Магнит и Пятерочка привели к тому, что площади магазинов таких форматов немного подросли и они стали по величине похожи на супермаркеты. Однако, все равно они остаются небольшими и необходимы для покупателей в основном для того, чтобы докупить то, что они не смогли купить на неделю в гипермаркете.

Помните, тот товар, который не продается длительное время, приводит к увеличению площади склада, заморозке оборотных средств и, конечно, к потере денег из-за испорченных продуктов. Более того, если вы закупаете много разных категорий товаров от разных производителей, вы теряете скидку на оптовые закупки. Если вы закупаете, к примеру, молочную продукцию, не стоит приобретать 10 видов молока. Достаточно будет и продукции нескольких (два-три), а может и одного-двух наиболее известных производителей в разных ценовых категориях.


Шаг 6 – подписываем договор с поставщиком

Когда мы уже разобрались, что надо для открытия торговой точки, выяснили, сколько нужно денег, чтобы правильно открыть магазин продуктов, можно приступать к поиску подрядчиков, например, в интернете, а затем к заключению контрактов.

Шаг 7 – кого и как нанимать

Искать сотрудников – это большой труд. Нужно поискать людей, которые будут ответственно подходить к работе, выполнять ее качественно и добросовестно. Важно – подобрать приемлемую заработную плату и условия труда.

Контролируйте наличие знаний у сотрудников об ассортименте, ценах и ценниках, о навыках взаимодействия с оборудованием и ПО. Нельзя допускать воровства, хамства с покупателями, продажи «мимо кассы» и нарушений графика. 

Шаг 8 – готовимся к запуску

Запускаться можно, если:

  • подготовлено помещение;
  • разработанный бизнес-план и креативные идеи для продвижения маленького магазина продуктов;
  • установлена техника и программное обеспечение;
  • куплен и расставлен товар;
  • работают сотрудники, обученные в соответствии с графиком.

Реклама

Чтобы заведение приносило стабильный доход, обеспечьте поток клиентов. Для этого необходимо рассказывать людям о нем с помощью внутренней и наружной рекламы, а также в интернете. Рекламные акции помогают выделить одну точку среди множества других.

В первую неделю после открытия нужно создавать шум – развесить шарики, организовывать разные мероприятия, проводить конкурсы и разыгрывать бытовую технику.


Прежде всего, нужно следить за:

  • развитием конкурентов;
  • вероятностью ухода персонала в отпуск или декрет;
  • результативностью действий сотрудников;
  • оборотом финансов компании и предполагаемым прогнозом;
  • ведением бизнеса и законодательством.

Заключение

Все мы люди и можем допускать ошибки, что-то не учесть и т.д. Не судите строго, если данный бизнес-план показался вам неполными. Если у вас есть опыт в той или иной деятельности или вы увидели недочет и можете дополнить статью, сообщите пожалуйста мне во вкладке контакты. Только совместно мы сможем сделать бизнес-планы более полными, подробными и актуальными. 

Я рассказал о том, что нужно для открытия магазина продуктов, с чего следует начать, привёл перечень необходимых документов, а также описал, как открыть продуктовую точку с нуля и сколько это стоит. Теперь всё в ваших руках и желаю удачи в вашем бизнесе.

 С уважением, Иван Сухой
my-bisness.ru


Печать